|
Колокола на Руси
Часть 1
Существует мнение, что колокола появились впервые у китайцев. Малые звонки
были известны и евреям: Моисей упоминает о колокольчиках, которые привязывались
к краям одежды первосвященника.
Но в том виде, в каком теперь колокола служат в христианских церквах, они
появились не ранее VII века: первые христиане из-за
гонений не могли пользоваться колоколами для призыва к богослужению; их звон мог
бы привлечь внимание язычников.
Потом, когда гонения прекратились. призывали к богослужению звуком трубы,
оленьего или бычьего рога, а в других местах этой цели служили токи, била,
клепала: током называлась длинная, узкая доска из сухого дерева с круглым
перехватом в середине, билом - короткая доска, висящая на веревке; из обоих этих
предметов звуки извлекались деревянным молотком; клепало выделывалось из железа
в виде тонкой полудуги.
На Востоке колокола появились не ранее IX века, что
касается Запада, то некоторые археологи приписывают церковное использование
колоколов епископу Павлину, жившему в V веке в римской
провинции Кампанья. Слово «кампань» означает колокол.
В России колокола появились вместе с христианством. Привозили их из Византии и
Корсуня.
По свидетельству летописей, впервые в России был отлит колокол в 1558 г. для
новгородской церкви св. Филипа. Но можно думать, что колокола в России лили и
гораздо раньше: вечевой новгородский колокол упоминается еще в
XII столетии; о Данииле Галицком и Владимире
Васильковиче, живших в XII веке, известно, что они
заботились об украшении церквей колоколами.
В XVI столетии встречаются колокола весом более 300
пудов.
Самый огромный колокол не только в России, но и в целом свете, был отлит в
Москве в XVIII веке. Это царь-колокол, весом 10000
пудов.
Некоторые колокола, особенно в Москве, имели свою кличку, применительно к их
происхождению или качеству звука: Реут, Медведь, Немчин, Глухой, Широкий,
Годунов. |