|
Земские соборы
Часть 3
Таким образом на русский престол взошел родоначальник новой славной династии,
положившей конец Смутному времени и затем выведшей Россию в число крупнейших
мировых держав.
По избрании Государя Собор не был распущен, а остался постоянным Советом Земли
для поддержания царя в тяжелом деле восстановления порядка в разоренном и
расшатанном государстве. Несколько последующих лет Собор крепил
правительственную власть своим авторитетом. В конце 1615 года члены
избирательного Совета были распущены, но одновременно приглашены были новые
выборные из городов, составившие Собор, действовавший до 1616 года.
Земские Соборы перестали созываться в царствование Петра Первого.
Однако соборная идея никогда не умирала в сознании русского православного
народа.
И в наши дни она может сыграть свою организующую роль. В соборной идее,
несмотря на ее древность, много разумного, близкого русскому человеку и
отражающего особенности страны.
В отличие от партийного парламентаризма, соборное представительство
осуществляется не по партиям, а по профессионально-территориальному принципу.
Таким образом, оно имеет органически-народный, а не идеологически-партийный
характер.
В нашей огромной, сложной, неоднородной евро-азиатской стране, где можно
выискать массу поводов для создания партии, где партии малочисленны,
искусственны и служат большей частью фоном и средством для политического
самовыражения отдельных лидеров, профессионально-территориальный принцип
является гораздо более представительным.
Многопартийность, с ее сутолокой, грызней и борьбой за власть, думается, вообще
не в духе русского народа. Партийное дробление в сложных российских условиях
всегда вело к обострению социальных конфликтов, сепаратизму и мало
способствовало решению насущных проблем.
Может быть в виде возрождения истинно народной Верховной власти имеет смысл вновь
обратиться к опыту не заемного, а нашего отечественного народоправия? |