|
Борис Сергеевич Стечкин
Часть 5
После Октябрьского переворота Лебеденко бесследно исчез. «Наверно, погиб
где-нибудь, - говорил Стечкин. - О таком, как он, мы бы обязательно услышали,
такой и наркомом мог бы стать. Был бы жив, объявился!»
А Стечкин и Микулин после так сказать "революции" вместе с Жуковским стали работать в Высшем
совете народного хозяйства, организовывали ЦАГИ, строили красный воздушный флот.
Среди архивных документов найден такой мандат: «Научно-технический отдел ВСНХ
настоящим удостоверяет, что предъявитель сего инженер Б.С. Стечкин командируется
в Петроград в Военно-инженерную академию для доклада о роли газовых турбин в
военном деле».
Знаменательный документ! Еще никаких газовых турбин и в помине нет... Пройдут
десятилетия, и газовые турбины станут одним из главных свершений его жизни.
Руководя винтомоторным отделом ЦАГИ, Стечкин консультирует инженеров по
необычным в те времена вопросам. Нередко у него можно видеть Королева и Юрия
Александровича Победоносцева (1907-1973). В 1929 году в журнале «Техника
воздушного флота» появляется его статья «Теория воздушного реактивного
двигателя», которой суждено стать исторической. В ней русский ученый первым в
мире дает основы теплового расчета и конструирования реактивных двигателей.
Эта работа стала фундаментом создания реактивной авиации во всем мире. Даже сам
термин «воздушно-реактивные двигатели» впервые введен в мировую литературу
Стечкиным, а его теория, как он сам с гордостью напишет в автобиографии,
«установила наш русский приоритет в этой области».
Гениальный ученый, обладавший огромной эрудицией и удивительными математическими
способностями, Борис Сергеевич вывел формулу тяги ВРД, которой и по сей день
пользуются ученые мира. Сейчас ее называют формулой Стечкина, считая одним из
величайших достижений мировой науки.
Только время определяет подлинную ценность работы или идеи. Проходят
десятилетия, и нередко значимым оказывается не то, что когда-то нашумело, а то,
на что не обращали должного внимания.
Кое-кто опасался, что теория воздушно-реактивных двигателей не найдет
подтверждения практикой. Однако, золото стечкиных идей очистилось временем, и
то, что считалось экзотикой, через годы стало главным направлением развития
авиации. В наши дни почти вся авиация воздушно-реактивная. Это, пожалуй, и есть
высшая оценка трудов Стечкина. Даже если бы он больше ничего не сделал в жизни,
имя его уже навеки осталось бы бессмертным. Однако он создал новые,
основополагающие труды и не только для развития авиации.
|